Тематический блок смены «День Первых»
Тематический блок смены «День Первых»
Движение Первых поставило перед собой грандиозные задачи, воплощать в жизнь которые предстоит детям и молодежи нашей страны.
Организация еще очень молодая, поэтому требуется широкое информирование различных слоев населения о ее существовании и особенностях.
Важной задачей стало доведение до каждого обучающегося, каждого молодого человека понимания тех возможностей, которые раскрывает
перед ним участие в Движении Первых.
Для вожатого важно знать основные принципы деятельности Движения, миссию, ценности, направления деятельности, флагманские ключевые мероприятия.
Задачи тематического блока смены «День Первых»:
▪ мотивировать участников смены на деятельность в Движении Первых на основе духовно-нравственных традиционных российских ценностей, миссии и ценностей Движения Первых на осознанную социально-значимую деятельность;
▪ укрепить гражданско-патриотическую позицию участников смены в рамках знакомства с историями подвигов героев России и историями успеха выдающихся личностей нашей страны,
региона, города;
▪ сформировать установку на командное взаимодействие, взаимоподдержку и заботу об общем деле в процессе деятельности Движения Первых и его первичных отделениях;
▪ познакомить участников смены с ключевыми проектами Движения Первых
Основная задача дня Первых – мотивировать участников на включение в социально значимую деятельность вместе с Движением.
Тематический блок Дня Первых представляет собор набор ключевых мероприятий, каждое из которых имеет особое назначение и несет особое смысловое значение. В зависимости от возраста участников, степени их информированности, включенности в деятельности Движения, состав мероприятий Дня Первых может трансформироваться, но неизменным должно быть сохранение принципа соблюдения всех этапов воспитывающей деятельности и популяризации Движения.
День предполагает предварительную подготовку: участникам нужно заранее дать информацию о Движении для эмоционального настроя.
Для мотивации активного включения можно создать интригу через подготовку к коллективному творческому делу, организовав на вечернем сборе отряда накануне Дня Первых просмотр видеороликов о ценностях
движения и обсудив варианты возможной презентации ценностей в ходе коллективного творческого дела.
Необходимо проинструктировать отряды о цели Дня, его задачах в конкретном событии, механизмах действий отрядов или каждого участника в процессе реализации того или иного ключевого дела Дня Первых, особенностях технологии выполнения наиболее сложных элементов, критериях оценки действий отрядов или участников (если предполагается соревновательность), правилах поведения в процессе участия и т.д.
Необходимо создать атмосферу заинтересованности, значимости для участия каждого ребенка в конкретном ключевом деле.
Важно, начиная с торжественного открытия, создавать эмоционально- позитивный гражданско-патриотический настрой, пробуждающий у участников установку на причастность к деятельности Движения Первых.
В качестве опорного механизма подготовки и проведения Дня Первых было разработано электронное сетевое издание «Методические рекомендации по проведению тематического блока смены “День Первых”»,
которые вожатые могут использовать в своей деятельности с учетом специфики целевой аудитории.
Профильные смены
В 2024 году Движение Первых представило палитру вариативных программ для профильных лагерей Движения.
В качестве примера такой программы может быть рассмотрена профильная смена «Время Первых», которая будет организована в каждом субъекте Российский Федерации в рамках летней оздоровительной кампании во всех субъектах Российской Федерации. Участниками смены смогут стать дети от 11 до 17 лет, активисты Движения, прошедшие региональный конкурсный отбор на платформе будьвдвижении.рф.
Вожатым важно осознавать, что профильная смена не только рассматривается как возможность популяризации Движения Первых в подростковой среде, но и способствует активизации участников, уже вовлеченных в деятельность Движения Первых, являясь при этом важным элементом сетевого взаимодействия первичных, местных и региональных отделений Движения Первых.
Состоит она из тематических дней, в каждом из которых участники получают вызов по направлению, знакомятся с Первооткрывателями, коллективно выполняют задания по направлениям. Также обязательный компонент профильной смены – доброе дело Первых. В рамках смены важно раскрыть для детей сущность преемственности от пионерии и значимость формирования своих современных традиций.
Организационную структуру профильной смены составляют временные детские объединения – отряды подростков одной возрастной группы, которые формируются при заезде.
В каждом отряде формируется инициативная группа. Определяется ее лидер.
Лидеры отрядов объединяются в орган самоуправления – совет.
Логика реализации программы смены
Вожатому важно уяснить логику реализации программы профильной смены. Профильная смена «Время Первых» ориентирована на 7–10 дней.
Модель смены строится через вызовы-челленджи.
Процесс раскрытия содержания программы смены представляет собой чередование трех этапов:
Первый этап: погружение в программу профильной смены (первый день).
Задачи этапа:
• формирование эмоционального настоя на активную и творческую деятельность в процессе смены;
• выявление представлений участников о Движении Первых;
• самоопределение участников смены в пространстве реализации своих возможностей в рамках смены и выявление точек роста в процессе смены;
• презентация архитектуры смены;
• открытие смены;
• запуск работы с идейным блокнотом
Второй этап: интенсивное погружение в направления деятельности Движения Первых на уровне отрядной работы (второй – шестой (девятый) дни смены).
Задачи этапа:
• углубление представления участников смены о самореализации в направлениях деятельности Движения Первых и своем вкладе в развитие Движения;
• ведение каждым участником смены идейного блокнота;
• включение участников смены в реализацию системы вызовов челленджей посредством отрядной и групповой работы;
• выполнение ежедневных заданий вызова-челленджа дня по направлениям деятельности Движения Первых;
• организация интерактивной работы отрядов «Время действовать»;
• выявление и реализация детских социально-значимых инициатив на основе пионерских традиций по реализации основных направлений деятельности Движения Первых на основе ценностей движения.
Третий этап смены – седьмой (десятый день смены) – определение возможностей и формата новых точек роста развития ДвиженияПервых и его участников.
Задачи этапа:
• обзор интересных идей по собственному развитию и развитию Движения Первых, сгенерированных участниками смены;
• закрепление механизмов взаимодействия участников смены на уровне первичных, местных, региональных отделений Движения;
• формирование алгоритма действия участника смены на ближайшую перспективу в рамках Движения Первых;
• получение обратной связи от участников смены.